Логотип Информационно-коммуникационные технологии в образовании

VI Всероссийская объединенная конференция "Технологии информационного общества - Интернет и современное общество" (IST/IMS-2003)

Секция: 1. Гуманитарно-социальные аспекты развития технологий информационного общества


Электронная демократия и поддерживающие ее технологии

Дрожжинов В.И., Штрик А.А.

Центр компетенции по электронному правительству при Американской торговой палате в России, НИИ информационных технологий и САПР , Москва

Текст доклада

В России приближаются очередные выборы в Госдуму и Президента. Во многих развитых странах Запада [1], да и в России, отмечается падение участия граждан в выборах различного уровня. Поэтому предпринимаются попытки с помощью технологий информационного общества остановить падение, а затем и повысить «явку» избирателей на выборы и референдумы.

В.В. Путин уже выразил в 2001 г. приверженность российского руководства построению глобального информационного общества (ИО), подписав т.н. Окинавскую хартию, а в недрах Минсвязи России кипит невидимая миру работа экспертов по разработке стратегии вхождения России в ИО и соответствующего плана действий. Реализуется ФЦП «Электронная Россия», закладывающая в стране технологические основы электронного правительства (э-правительства), электронного руководства (э-руководства) и ИО (Рис. 1).

В современных сервисно-ориентированных государствах демократические права граждан реализуются правительством в рамках управления отношениями с гражданами, которые являются и его клиентами, т.е. получателями различных государственных услуг и товаров. Электронная демократия реализуется электронным правительством (Рис. 2) через э-Голосование (eVoting, http://glossar.iwv.ch/evoting.htm), э-Выборы (eElection, http://glossar.iwv.ch/eelection.htm). Интересно сравнить лучшую мировую практику [2] c российскими достижениями в этом деле.

В Таблице 1 показано применение информационно-коммуникационных технологий для поддержания функций э-правительства, включая и э-демократию. Следует заметить, что применение госорганами, гражданами и бизнесом мобильных технологий привело к новым терминам — например, мобильное правительство (м-правительство) и мобильная демократия (м-демократия). Понятно, что Интернет и мобильные технологии, а также современные методы аутентификации личности и защиты информации могут ослабить необходимость личной явки избирателей на избирательные пункты, заменив ее на э-явку (наш термин).

Таблица 1. Применение ИКТ для поддержки функций э-правительства

Введение

Начнем с определения понятия электронной демократии или э-демократии [3]: «Под э-демократией подразумевается использование информационно-коммуникационных технологий и информационной инфраструктуры (ИКТ) для развития и усиления демократических институтов и расширения участия граждан в общественной и политической деятельности. Возможности применения ИКТ простираются от информирования о различных претендентах на выборные должности и партиях до участия в электронных форумах, в электронном голосовании (э-голосовании) и в электронных выборах (э-выборах). При этом различается э-демократия в узком и в широком смысле. В узком понимании э-демократия состоит в использовании электронной поддержки для обеспечения соответствующих конституционных прав, требующих тех или иных формальных решений. В широком смысле понятие э-демократия означает учет мнений и вовлечение граждан и организаций в политические решения и процессы».

В [1] э-демократия определяется примерно также, т.е. «как использование Интернет-технологий правительством, политическими партиями и группами защиты интересов населения (advocacy groups) для того, чтобы предоставить информацию, обеспечить коммуникации, предоставить услуги или повысить возможности для участия, что позволяет осуществлять более плодотворные обсуждения среди граждан. В то время как электронное правительство включает информацию, услуги и компоненты участия, которые в целом ограничены сферой деятельности и интересами правительственных институтов и учреждений, использование Интернет для развития электронной демократии носит более широкий характер».

В Таблице 2 представлена разработанная авторами настоящей статьи интегрированная модель электронной демократии, она дает обобщенное представление структуры современного понимания электронной демократии. Далее мы кратко остановимся на результатах обзора [2].

Таблица 2. Интегрированная модель электронной демократии

Элементы модели Назначение Средства поддержки
1. Онлайновая информация и коммуникации Обеспечить общество и бизнес необходимой информацией и организовать двустороннюю связь между государственными институтами, бизнесом, гражданами 1.   Электронная почта
2.   Веб-сайты
3.   Группы новостей (Usenet) в Интернет
4.   Программы помощи/почтовые реестры (outreach/listservs) на электронной почте
5.   Дискуссионные группы
6.   Доски объявлений (message board)
7.   Онлайновый опрос общественного мнения (polling) и обследования
8.   Онлайновые «чаты»
9.   Мгновенные сообщения (Instant messaging)
10. Беспроводные (мобильные) коммуникации
11. Онлайновое голосование
12. Онлайновые митинги
13. Онлайновые протесты
14. Онлайновые дискуссии
2. Онлайновые услуги Обеспечить гражданам, бизнесу и обществу предоставление широкого спектра всех необходимых им государственных услуг, включая повседневные услуги и услуги специфического характера В настоящее время перечень онлайновых услуг обществу в некоторых странах исчисляется многими сотнями (см. например, портал правительства США www.FirstGov.gov).
В числе примеров онлайновых услуг для реализации э-демократии:
1. Онлайновый сбор финансовых средств для политических кампаний
2. Обмен онлайновыми голосами (vote — swapping)
3. Онлайновые заявки на участие в социальных программах
4. Онлайновый доступ к отчетам
5. Онлайновая оплата счетов
6. Получение лицензий на охоту и на рыбную ловлю
7. Уплата налогов
8. Получение транспортных и иных лицензий
9. Просмотр протоколов заседаний правительства
10. Подача заявок на использование муниципальных полей для игры в гольф
11. Просмотр предложений на проведение свободного времени и отпусков
12. Подача заявлений и жалоб и др.
3. Онлайновое участие в деятельности органов власти разных уровней Обеспечить полное участие всех граждан страны в деятельности органов власти всех уровней и в процессах управления государством и таким образом перейти к прочной и полной демократии. 1.   Онлайновые чаты.
2.   Онлайновые встречи
3.   Пространства для онлайновых митингов (встреч)
4.   Онлайновые дебаты
5.   Онлайновые протесты
6.   Онлайновые муниципалитеты
7.   Онлайновое голосование
8.   Онлайновые петиции
4. Экономическое обеспечение электронной демократии Создать необходимое понимание и соответствующие условия для проведения инвестиций в развитие инструментов электронной демократии 1.   Правительственное финансирование
2.   Партнерство с частным сектором
3.   Аутсорсинг
5. Ключевые факторы и барьеры для успеха Создать необходимое понимание у правительства и граждан, а также соответствующие условия для достижения успеха в разработке инструментов и в развитии электронной демократии. 1.  Критические факторы.
2.  Инвестирование.
3.  Руководство.
4.  Обучение.
5.  Потенциальные барьеры
6.  Технологическая гибкость.
7.  Доступ и цифровое расслоение.
8.  Сохранение секретности и обеспечение безопасности.
9.  Обучение сотрудников общественных организаций.
10. Обучение государственных и муниципальных служащих.
11. Обучение рядовых граждан (избирателей).
12. Высокая сложность инструментов.
13. Низкая пропускная способность.
14. Лень.

В целом в реализации электронной демократии применяются четыре следующих технологии:

  • Онлайновая информация и коммуникации;
  • Онлайновые услуги;
  • Онлайновое участие граждан в деятельности органов власти разных уровней;
  • Экономическое обеспечение электронной демократии.

В последующих разделах они разбираются детально.

1. Онлайновая информация и коммуникации

Информация является главным строительным блоком всего здания под названием «Электронная демократия». Основной движущей силой продвижения в направлении э-демократии является стремление сделать демократию, правительство и политические процессы более открытыми для каждого члена общества и тем самым предоставить каждому шансы и возможности активного участия. Если то или иное учреждение не предоставляет информации относительно того, что оно делает, трудно ожидать от граждан открытости и большого количества обращений к этому учреждению. Трудно представить себе возможности активного участия или вовлечения в какие либо процессы, если Вы не имеете информации о позиции и стратегии, которой придерживаются соответствующие лидеры. Поэтому лучший способ гарантировать онлайновое вовлечение граждан в процессы принятия решений состоит в том, чтобы внедрить диалоговые инструменты в официальные демократические процессы и таким образом обеспечить систематический и полный доступ к легальной общественной информации.

Помимо теоретической ценности, информация имеет высокую практическую значимость, поскольку она является базовым компонентом э-демократии. Особую роль в этом играет Интернет и Web-технологии. При этом повышение качества информации остается жизненно важной частью эффективного Web-присутствия организации или правительства. Как показали проведенные исследования, на политических сайтах в 2000 году наиболее посещаемыми страницами остались, как и в 1995 г., страницы с биографической информацией кандидатов, их политической и проблемной позицией. Другими словами, избиратели посещают политические сайты с целью получить базовую информацию о своих кандидатах. Для доставки этой информации может использоваться электронная почта, почтовые реестры, служба коротких сообщений и другие каналы.

Подход большинства правительств и органов власти к использованию в своей деятельности Web-сайтов близко напоминает примеры использования политических сайтов. В качестве первоочередной информации органы власти и правительства сообщают даты и время заседаний, протяженность встреч, копии протоколов заседаний, контактные номера телефонов должностных лиц и офисов департаментов, выпуски новостей и ряд другой информации. Поскольку компьютерная подготовленность общества быстро растет, органы власти и демократические организации расширяют возможности обслуживания людей. Вслед за предоставлением информации развивается служба онлайновых услуг, онлайновые платежи и возможности, связанные с активным участием граждан в управлении государством.

Большинство правительств штатов в США в настоящее время предоставляют свою информацию через Интернет для массового доступа. При этом важным условием для полной реализации предоставления онлайновой информации является усиление сотрудничества между электронными правительствами и создаваемыми общественно-частными партнерствами путем совместного (разделяемого) использования общей информации. Это дает основания специалистам утверждать, что первая тенденция в области развития электронной демократии состоит в усилении взаимного сотрудничества и совместного использования общей для всех взаимодействующих сторон информации.

Электронная почта. Доставка информации через электронную почту постоянно улучшается благодаря более эффективному использованию существующих инструментов. Однако правительственные Web-сайты относительно редко используют электронную почту, в то время как у большинства политических, правовых и законодательных сайтов электронная почта выходит на первый план. Такие данные приведены экспертами на сайте VoxPolitics.com. Таким образом, вторая тенденция в сфере развития электронной демократии состоит в росте использования электронной почты, даже несмотря на то, что онлайновые правительственные сайты, в отличие от политических и правовых, пока уклоняются от ее массового использования.

Согласно результатам американского проекта «Онлайновый Конгресс» (Congress Online Project, http://www.congressonlineproject.org), Белый Дом и Сенат получили в 2000 году около 80 миллионов сообщений по электронной почте. В целом, когда гражданин отправляет электронную почту сенатору или конгрессмену в США, отправитель из большинства офисов быстро получает автоматизированный ответ. Однако когда гражданину необходимо получить ответ на вопрос, дополнительную информацию относительно какой либо проблемы, он должен ждать ответа через обычную почтовую связь — офисы конгресса редко отвечают на индивидуальные запросы, используя для этого онлайновый режим. Кроме того, офисы часто игнорируют сообщения от людей, проживающих вне районов, в которых размещаются официальные учреждения, и тем самым увеличивает количество людей, остающихся без ответа на свои запросы. Один из негативных выводов упомянутого выше проекта состоит в том, что вместо ожидавшегося увеличения демократии, электронная почта усилила напряженные отношения и рассорила общество с Конгрессом. Растет число граждан, все более и более неудовлетворенных недостатком живого отклика к электронной почте со стороны Конгресса. Другой вывод состоит в том, что и сам Конгресс озабочен проблемами взаимодействия с э-гражданами и стремится исправить складывающуюся ситуацию.

Одновременно, как показывают результаты многочисленных исследований, почти 80 % американских пользователей Интернет считают, что электронная почта является наиболее популярным видом деятельности в Интернет. Соответственно, онлайновое предоставление правительствами информации являются одной из наиболее серьезных потребностей граждан.

Web-сайты. Аналогично тому, как правительства сталкиваются с растущим потоком обращений граждан через электронную почту, они должны управлять другой потенциальной проблемой в области информационной поставки — слишком большое количество веб-сайтов. Главная проблема здесь состоит в том, что большинство сайтов построено по модели «агентства для граждан», т.е. агентства сами определяют, что гражданам требуется знать. Однако граждане хотят иметь в первую очередь легко доступную и воспринимаемую информацию, услуги и участие, а не хотят тратить время на то, чтобы выяснять, в чем они нуждаются и на каком сайте или странице сайта эта информация расположена. Именно поэтому концепция порталов быстро завоевала высокую популярность среди граждан и бизнеса. Соответственно, третья тенденция в развитии электронной демократии состоит в растущем использовании порталов.

Беспроводные коммуникации. Достаточно популярными являются беспроводные приложения, такие как доставка новостей на ручные устройства через сервисы типа AvantGo (www.avantgo.com). Отмечается растущее использование службы коротких сообщений через сотовые телефоны при проведении политических кампаний в США и в некоторых странах Европы.

К настоящему времени известно очень большое число примеров инновационных коммуникаций, реализованных в интересах поддержки и развития электронной демократии. Небольшой перечень таких примеров с кратким описанием и адресами, где можно получить подробную информацию, приведен ниже.

  • MoveOn (http://www.moveon.org). Группа поддержки объявления импичмента президенту Биллу Клинтону от Республиканской партии выделила 2 миллиона долларов для проведения онлайновой кампании по отстранению его от власти. В этой акции приняли участие десятки тысяч американцев.
  • People for the American Way (http://www.pfaw.org). Электронная почта использовалась для выступлений граждан против президентского назначения.
  • Филиппины. С помощью электронных средств была развернута кампания по досрочному отзыву президента страны от власти. Киберграждане инициировали диалоговую кампанию, которая позволила в итоге получить один миллион подписей в поддержку этого мероприятия (http://www.elagda.com).
  • Китай. Китайские диссиденты часто используют Интернет, чтобы публиковать информацию относительно коммунистического правительства. При этом они считают, что такая информация и возможность широкого доступа к ней является одним из лучших путей к демократизации Китая. Более подробная информация размещена на сайте PoliticsOnline (http://www.politicsonline.com).
  • Мексика. Повстанцы из региона Chiapas использовали Интернет в течение ряда лет для того, чтобы сообщать о выдвигаемых ими условиях и о стремлении к правительственным изменениям. При этом для взаимодействия со средствами массовой информации они использовали Сеть вместо контактов с конкретными людьми (http://www.wired.com/news/technology/1,1282,17633,00.html).
  • Югославия. В 1997 году Радио B–92 было вынуждено уйти в подполье, спасаясь от войск диктатора, и в течение нескольких месяцев оно использовало для своих передач Интернет через Web-сайт, организованный в другом месте в Европе (http://www.infoworld.com/cgi-bin/displayStory.pl?99045.eiradio2.htm).
  • Индия. Индийский Web-портал Tehelka.com (http://www.tehelka.com) был использован репортерами для разоблачения коррупционных скандалов в области торговли оружием. Этот пример считается инновацией в области борьбы с коррупцией и развития демократии. (См. эту историю в газете «Файнэншнл таймс»: http://news.ft.com/ft/gx.cgi/ftc?pagename=View&c=Article&cid=FT30WSGBEK C&live=true).
  • Международные усилия. См. пример деятельности Международной кампании по запрету пехотных мин, которая в 1997 году получила Нобелевскую Премию мира на сайте http://www.icbl.org.
  • Восточный Тимор. The East Timor Action Network (http://etan.org/) является одним из нескольких сайтов, на которых публикуется детальная информация относительно соблюдения прав человека в Восточном Тиморе.
2. Онлайновые услуги

Сегодня существует множество примеров правительственных, общественных и других организаций, а также политических и иных партий, имеющих отношение к поддержке и развитию электронной демократии, которые предоставляют свои услуги через Интернет. Ниже в качестве примеров приводится краткий перечень нескольких услуг из этой области, предоставляемых в США:

  • Онлайновый сбор денежных средств. Сегодня пополнение денежных средств в ходе политических кампаний путем использования онлайновых технологий стало в США почти установившейся практикой. Например, во время президентских выборов в 2000 году сенатор John McCain сумел получить более 2 миллионов долларов через использование онлайновых технологий; другие кандидаты в президенты смогли получить более 1 миллиона долларов. Применяя удобные в работе Web-инструменты, (например, PoliticsOnline’s Instant Online Fundraiser), кандидаты могут обеспечивать простые и безопасные пожертвования от своих сторонников через кредитные карточки.
  • Онлайновые разрешения на проведение строительства. В городе Сан-Хосе в штате Калифорния получение разрешений на строительство жилых зданий сосредоточено в одном месте и доступ к нему осуществляется через Интернет: SJPERMITSC.COM (http://www.sjpermits.com/sjpermit/PreReqs.htm)
  • Обмен онлайновыми голосами (vote–swapping). Имеется в виду определенный вид услуг, оказываемый избирателям. Так, во время президентских выборов в США в 2000 году и на Парламентских выборах в 2001 году в Великобритании специально созданные гражданами Web-сайты позволяли избирателям производить «обмен» своими голосами. Речь идет о следующем: избиратель из какой либо области, города или штата, в которых результат голосования был вполне предсказуемым, мог заключить через Web-сайт частное соглашение с конкретным гражданином, для которого этот исход является более желательным, чем для данного избирателя. Например, демократ в американском штате Южная Каролина (в котором, как правило, победу одерживают республиканцы) может обменяться голосом с избирателем из Партии Зеленых в штате Флорида, и таким образом каждый из них повысит доли голосов, поданных за представителей своих партий в других штатах. Избиратель от Партии Зеленых голосует за представителя демократической партии во Флориде, в то время как демократ в штате Южная Каролина проголосует за кандидата Партии Зеленых. Выгоду получают обе стороны, обменявшие свои голоса и соответствующие партии. Примеры: Nader Trader (http://www.nadertrader.org) и TacticalVoter (http://www.tacticalvoter.net).
  • Онлайновая заявка на участие в социальных программах. Примером служит общественно-частное партнерство Health-e-App (http://www.healtheapp.org), основанное для того, чтобы облегчить электронную регистрацию в программе Medicard и в программе Children"s Health Insurance Program, которые направлены на оказание медицинской помощи детям в семьях с низким доходом и семействам в штате. Полученная заявка рассматривается властями штата и округа, а заключительное решение о возможности предоставления помощи сообщается заявителю посредством электронной, либо обычной почты.
  • Онлайновый доступ к судебным отчетам. Пример онлайнового доступа к отчетам демонстрирует штат Индиана, где стороны, участвующие в судебных делах, имеют возможность свободного диалогового доступа к отчетам по аналогичным или близким случаям. Более подробно: Judis (http://www.judis.nic.in/orissajudis/) и Causelist (http://causelists.nic.in/orissa/).
  • Онлайновые платежи. Нарушители правил дорожного движения в Нью-Йорке могут оплачивать штрафы через городской Web-сайт: http://nyc.gov/html/dof/html/payfine1.html.
  • Другие примеры охватывают множество самых разнообразных применений — от тех пользователей, которые могут использовать Интернет для получения лицензий на охоту и на рыбную ловлю, на уплату налогов, на получение транспортных и иных лицензий, до тех, кто использует Интернет для просмотра правительственных заседаний, подает заявки на использование муниципальных полей для игры в гольф, просматривает предложения на проведение свободного времени и отпусков, подает заявления и жалобы и т.д.

Приведенные выше примеры постоянно умножаются по всему миру.

3. Онлайновое участие граждан

Ядром концепции э-демократии является идея о том, чтобы увеличить степень участия граждан и количество таких граждан в процессах управления и таким образом перейти к прочной и полной демократии. Благодаря интерактивной природе Интернет обычные люди впервые получают возможность публиковать свою информацию для ее использования во всем мире. Старый принцип «Информация — власть» остается в силе, однако в условиях применения Интернет растущее количество онлайновой информации означает, что граждане в свою очередь получают все больший контроль над деятельностью своих правительств. Сегодня прокуренные кабинеты, где несколько человек принимают главные решения, будут все менее частым явлением благодаря приходу информационных технологий. Однако полное использование информационных технологий пока — дело достаточно отдаленного будущего. Сегодня традиционное развитие электронной демократии следует относительно предсказуемой модели и связано сначала с организацией доставки информации, затем с предоставлением услуг, а затем может начаться использование и других, все более и более интерактивных особенностей.

То, как э-демократия движется в направлении увеличения своей интерактивности и развития диалоговых особенностей Web-сайтов, хорошо просматривается на используемых в настоящее время правительственных, общественно-правовых и политических Web-сайтах. Основные виды их использования представлены ниже:

  • Онлайновые чаты. Газеты типа The Washington Post (http://www.washingtonpost.com) и политические партии, например, Swedish Social Democratic Party (http://www.sap.se) предложили установившуюся практику проведения диалоговых дружеских бесед между общественными должностными лицами и гражданами в течение двух последних лет. Аналогичные действия предпринимают некоторые правительства в странах Европы, однако в значительно меньших масштабах. Интересно, что подобные встречи организуются и на уровне местных властей, например в городе Amesbury в штате Массачусетс (См. AmesburyIssues.org: http://www.amesburyissues.org).
  • Онлайновые встречи. Онлайновые встречи на Web-сайтах становятся все более обычным явлением для парламентских и государственных официальных встреч в штате. Поскольку в США многие правительственные заседания уже используют местные кабельные сети, то следует ожидать, что использование Web-сайтов также станет обычной практикой в ближайшем будущем. Подробное описание состояния дел в штате Северная Каролина приведено по адресу (http://ftp.legislature.state.nc.us/). Другие примеры можно найти по адресам: Парламент Шотландии (http://www.scottishparliamentlive.com); штат Вирджиния (http://legis.state.va.us/); штат Юта (http://www.le.state.ut.us/); штат Северная Каролина (http://www.ncgov.com/asp/subpages/intention.asp? P = от 2$I до 82).
  • Пространства для онлайновых митингов (встреч). В то время как правительства могут использовать Web-сайты, чтобы «вытолкнуть» информацию пользователям Интернет и использовать их как инструменты для собственного взаимодействия, Web-сайты могут использоваться как пространство для организации диалоговых митингов и встреч групп граждан, где они могут обмениваться своими идеями или предложениями. Возможно, одним из наиболее существенных примеров онлайновых пространств является организованный в штате Миннесота сайт Minnesota E-Democracy (http://www.e-democracy.org), организованный еще в 1994 году как Web-сайт и первоначально ориентированный на проведение выборов в штате. С тех пор он перерос в «онлайновую общую палату», где отдельные граждане встречаются для обсуждения идей и перспектив развития демократии. Более подробное описание можно получить в работе Lincoln Dahlberg «Extending the Public Sphere through Cyberspace: The Case of Minnesota E-Democracy» (http://firstmonday.org/issues/issue6_3/dahlberg).
  • Онлайновые дебаты. В 1998 году была реализована часть усилий по запуску первой кампании по предоставлению через Интернет услуг по поощрению активности избирателей во время выборов. Web-сайт, первоначально названный Web White and Blue (http://www.webwhiteblue.org), затем был трансформирован в участок проведения первых национальных кибердебатов (cyberdebate) по Президентским выборам 2000 года. Этот диалоговый форум превратился в место ежедневных встреч кандидатов со своими избирателями, который работал до самого конца выборов. Это усилие можно рассматривать как модель активного вовлечения большего количества людей на длительный период времени для участия в решении проблем большого общественного значения.
  • Онлайновые протесты. Осенью 2000 года активисты в Великобритании парализовали все движение в стране, используя для этого Интернет, с тем, чтобы таким образом выразить общественный протест объявленному повышению цен на топливо. Высокая эффективность и координация демократически выраженного протеста была во многом обеспечена применением диалогового взаимодействия и мобильной телефонной связи. В результате политические деятели вынуждены были обратить внимание на этот протест и изменить ценовую политику. Этот и множество других примеров показывают, как общественные группы могут использовать онлайновые инструменты выражения общего протеста и таким образом влиять на общественную политику способами, которые были бы невозможны всего несколько лет назад (http: // www.theregister.co.uk/content/1/13237.html).
  • Онлайновые муниципалитеты. Democracy Square в Швеции (http://www.demokratitorget.gov.se) является усилием правительства по поощрению граждан увеличить свою активность при проведении демократических дискуссий. Этот сайт, разработанный Шведской комиссией «Swedish Commission of Inquiry on Democracy», предлагает своим посетителям сообщения и онлайновые письма в формате PDF. Предусмотрены возможности обращения организаций за финансовой помощью для осуществления проектов поддержки демократии. Этот сайт планируется расширить и на поддержку выборов (в частности, он уже использовался при проведении в 2000 году кампании по выборам президента).
  • Онлайновое голосование. Онлайновое голосование относится к одному из наиболее фундаментальных направлений поддержки электронной демократии. Согласно многочисленным исследованиям, электронное голосование является одной из наиболее востребуемых гражданами электронных технологий, и оно уже получило заметное распространение в обществе, даже несмотря на наличие больших проблем и наличие скептического отношения со стороны определенной части общества.
  • Онлайновые петиции. Онлайновые петиции также относятся к числу инструментов расширения участия, которые постоянно растут в своей популярности. При этом онлайновые петиции используют не только общественные группы защиты интересов граждан, как например, People for the American Way (http://www.pfaw.org), но также не остаются в стороне и правительственные учреждения. Так, в марте 2001 года на официальном сайте Charlotte County правительства штата Флорида (http://www.charlottecountyfl.com/petition/petition.htm) появилось обращение к гражданам с просьбой начать сбор подписей против планов развертывания добычи фосфатов в этом регионе.
4. Экономические соображения

Переход на информационный суперхайвэй является высоко затратным мероприятием, поскольку правительствам предстоит модернизация или обновление внутренних систем и операций, обучение рабочих, инвестиции капитала в программное обеспечение и в рыночные онлайновые изделия. В основе всех дискуссий относительно э-демократии лежит доминирующее предположение, что любые шаги в направлении формирования онлайнового правительства и создания инструментов для поддержки онлайнового участия граждан будут приводить к повышению эффективности и результативности деятельности правительства. Несмотря на наличие небольшого количества убедительных данных по этому вопросу, данное предположение представляется правильным, как это демонстрируется приводимыми ниже примерами из разных стран:

  • Департаменты и агентства правительства Австралии планировали получить экономию в 300 миллионов австралийских долларов в 2001 году благодаря переходу на онлайновое обслуживание, согласно сообщению The Industry Standard от 30 апреля 2001 года. Эта информация базируется на обследовании 100 департаментов и агентства, проведенном APT Strategies (http://www.aptstrategies.com.au) и утверждает, что «федеральные и государственные органы власти должны обеспечить документирование и предание гласности объемов снижения денежных затрат и гарантировать, что сэкономленные средства передаются налогоплательщикам».
  • Муниципалитет г. Лидс (Leeds) в Великобритании сформировал партнерство с коммуникационными компаниями с целью обеспечить центры обслуживания one-stop (все в одном). Согласно информации Society of Information Technology Management (http://www.socitm.gov.uk/ppp/pppmater/PPP2 1 intro & Drivers v1.ppt), ожидаемый экономический эффект планировался в объеме 450,000 фунтов стерлингов.
  • В том же самом отчете отмечено, что муниципалитет Манчестера ожидает получить экономию 100,000 фунтов стерлингов от партнерства, направленного на достижение более эффективно работающих бизнес-систем.

Тем не менее, для достижения очевидно полезных и ощутимых результатов, для формирования и перехода к истинному э-правительству необходимо проведение серьезных инвестиций. На это указывают исследования, проведенные экспертами Momentum Research, результаты которого изложены в отчете на странице www.momentumresearchgroup.com//pdf/eGov_report.pdf. Как отмечено в этом отчете, «правительства должны вложить существенный финансовый капитал и человеческие ресурсы в разработку технологической инфраструктуры для поддержания транзакций в электронном правительстве. Эти инвестиции должны повысить качество правительственных услуг и их доставки и одновременно создать значительную экономию средств налогоплательщиков. Граждане и Конгресс имеют очень высокие ожидания по существенному увеличению показателя возврата инвестиций (return-on-investment) от инициатив формирования э-правительства». Здесь также отмечено, что э-правительство не только не является электронным бизнесом, но оно гораздо больше, чем бизнес. В конечном счете, э-правительство устанавливает взаимоотношения между гражданскими институтами и формирует базу следующего поколения сообществ. В первую очередь это относится к выполнению социальных обязательств по обеспечению улучшенных услуг всем гражданам и бизнесу. Кроме того, э-правительство является технологической платформой для выполнения своих обязательств перед предпринимателями и для создания более персонального правительства для граждан.

5. Критические факторы и барьеры развития э-демократии

К критическим факторам развития э-демократии можно отнести:

  • Инвестирование. Необходимость инвестиций в системы э-демократии в настоящее время в большинстве случаев признана и рассматривается как критически важный фактор. Федеральные и государственные информационные офисы поставили задачу догнать частный сектор по объемам расходов; так, аналитики компании Gartner Group ожидают, что расходы правительства США возрастут от 1,5 миллиардов долларов в 2000 году до 6,2 миллиардов долларов в 2005 году.
  • Руководство. Великобритания и Швеция предприняли активные шаги для того, чтобы включить э-правительство в традиционное правительство. В Великобритании Премьер-министр Тони Блер создал Офис электронного посланника (Office of E-envoy), который ведет работу по переводу всех правительственных услуг в Интернет к 2005 году (http://www.open.gov.uk/index.htm). Администрация в Вашингтоне также уделяет большое внимание вопросам электронного правительства [4] и использования Интернет в деятельности правительства. Всю работу в этом направлении возглавляет Марк А. Форман, который назначен исполнительным директором по информационным технологиям и электронному правительству в Офисе Управления и Бюджета. Широкую известность получила Президентская стратегия развития электронного правительства и 24 инициативы по э-правительству. Кроме того, два американских сенатора представили в 2001 году законопроект по Электронному правительству (the Electronic Government Act of 2001), направленный на обеспечение руководства и выделение необходимых ресурсов для использования Интернет и других современных информационных технологий для того, чтобы создать более ответственное и более результативное правительство (http://www.senate.gov/ ~ gov_affairs/050101_press-outline.htm). Из правительств других стран, как отмечают эксперты Accenture, хороших результатов в области развития электронного правительства достигли Канада, Сингапур, Голландия, Финляндия, Норвегия и Австралия. В то же время, однако большинство правительств, местных, штатов и федеральных, в настоящее время испытывают недостаточный уровень внимания со стороны своих лидеров и их обязательств по отношению к развитию электронной демократии.
  • Обучение. Еще одним ключевым элементом, который должен рассматриваться для успешного осуществления электронной демократии, является проведение обучения; при этом вложение ресурсов в человеческий капитал должно гарантировать, что люди будут знать, как использовать предоставленные им инструменты, и таким образом они смогут принимать участие в демократических дебатах и процессах. По мнению экспертов, имеется огромный потенциал в области обучения как для коммерческих, так и некоммерческих предложений, поскольку обучение непосредственно поддерживает разработку и совместное использование ресурсов и правительствами, и группами граждан, таким образом содействуя ускорению развития э-демократии.

Барьерами на пути становления э-демократии являются:

  • Технологическая гибкость. Следствием того, что сегодня сотни, а возможно, и тысячи, правительств в разных странах мира экспериментируют с Интернет и c электронным правительством, стало появление множества системно-аппаратных платформ, используемых для предоставления услуг, доставки информации и для поддержки участия граждан. В результате образовалась серьезная избыточность в понесенных затратах, поскольку разные специалисты работают над собственными решениями близких или полностью одинаковых проблем. Кроме того, поскольку э-правительства изменяются и особенно серьезные изменения ожидаются именно в предстоящие несколько лет, особую важность приобретает технологическая гибкость фундамента электронного правительства. При этом, наряду с гибкостью технических средств, необходимо предусматривать гибкость на уровне используемого языка, учитывая, что значительная, если не большая, часть населения земли не использует английский язык.
  • Доступ и цифровое расслоение.Проблема цифрового неравенства является еще одним видом расслоения населения Земли на бедных и богатых, который добавился в последние несколько лет к неравенству экономическому и социальному. Проблема цифрового неравенства стоит в повестке дня многих национальных правительств и международных организаций, включая саммиты стран «Большой восьмерки», поскольку от решения этой проблемы зависит устойчивое и стабильное развитие всего мирового сообщества. Пути, которыми развитые страны мира могут помогать в преодолении цифрового раздела менее развитым странам, достаточно разнообразны и включают, например, содействие национальным правительствам по установлению э-политики, увеличение дешевого доступа, проведение обучения по использованию современных технологий, оказание поддержки в совместных усилий по преодолению цифрового расслоения и ряд других путей.
  • Сохранение секретности и безопасность. Проблема секретности и безопасности является общей проблемой, сопровождающей не только развитие э-правительства и э-демократии, но и всю сферу использования информационных технологий в обществе. Проблемы безопасности, в дополнение к традиционным угрозам в виде несанкционированного доступа, вмешательства хакеров, киберпреступников, пополнились в последнее время возможностью террористических угроз. Эта проблема широко обсуждается специалистами и правительствами разных уровней власти.

Другие потенциальные барьеры.

  • Высокая сложность инструментов. Если инструменты оказываются слишком сложными для использования или требуют программного обеспечения и аппаратных средств ЭВМ, которых большинство людей не имеет, подобные инструменты будут иметь крайне ограниченное использование.
  • Низкая пропускная способность. Если люди не могут получить информацию быстро, соответственно, она не будет использована в нужное время. Если же информация достигает своих потребителей мгновенно, тогда эффективность инструментов э-демократии значительно повышается.
  • Лень. Если люди ничего не знают относительно сайтов или они недостаточно продвинуты по отношению к людям, граждане вряд ли будут использовать их. Необходимо развертывание заинтересованными сетевыми сообществами активных кампаний по продвижению таких сайтов.
Выводы

В числе наиболее полезной информации и инструментов обеспечения коммуникаций для поддержки и развития электронной демократии следует выделить:

  • электронную почту;
  • почтовые реестры (listservs) и информационные бюллетени в электронной почте;
  • правительственные порталы.

Онлайновые услуги продолжат свое развитие и распространение. Одним из наиболее важных итогов этого развития станет восстановление и рост доверия общества к правительству. Это станет тем случаем, когда предоставление эффективных и результативных онлайновых правительственных услуг по Интернет будет непосредственно трансформироваться в виде реального достижения идеалов э-демократии.

Онлайновое участие граждан вовлечет в демократические процессы огромный отряд пенсионеров, инвалидов, домашних хозяек, молодежи и детей.

Но за все это нужно платить, поэтому планирование и контроль исполнения бюджетов на ИКТ-обеспечение э-демократии будет предметом контроля со стороны граждан и их избранников.

Литература:

1. Bruecher H., Baumberger P. Using mobile technology to support eDemocracy // Proceedings of the 36th Hawaii International Conference on System Sciences. 2003.

2. E-democracy around the world: A survey for the Bertelsmann foundation by Phil Noble & Associates. Summer 2001.

3. Дрожжинов В.И. Электронное правительство // Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт / Под ред. В.И. Дрожжинова. М.: Эко-Трендз, 2002. С. 11–88.

4. Кристальный Б.В., Травкин Ю.В. Электронное правительство. Опыт США / Под ред. В.И. Дрожжинова. М.: Эко-трендз, 2003. 224 с.

© 2003-2014 Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций
(ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика")
Rambler's Top100