Логотип Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Девятая конференция представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2002

Секция: 5. Проблемы и перспективы обучения учителей


Опыт обучения учителей школ информационным технологиям в системе "УрГУ- Лицей УрГУ"

Ловцкий К.Э., Уткин Д.И.

Уральский государственный университет им. А.М.Горького , Екатеринбург

Текст доклада

Специализированный учебно-научный центр Уральского государственного университета (в дальнейшем СУНЦ УрГУ) учрежден Постановлением Совета Министров СССР в 1990 году. В российской системе образования подобные специализированные учебно-научные центры созданы лишь в четырех ведущих исследовательских университетах: МГУ, НГУ, СПбГУ и УрГУ. СУНЦ УрГУ является нетиповым образовательным учреждением (структурным подразделением УрГУ) высшей категории для старшеклассников (9-10-11 классы), проявивших способности к изучению естественных и гуманитарных наук. В Екатеринбурге СУНЦ УрГУ часто называют Лицеем УрГУ. Специализированное образование создает уникальную систему непрерывного образования: Школа-Университет-Академия наук.

Упомянутая выше триединая система обучения позволяет не только качественно готовить будущих молодых специалистов, но и способствует повышению уровня преподавания в общеобразовательных школах. СУНЦы являются одними из лидеров в использовании информационных технологий в учебном процессе общеобразовательной школы. СУНЦ УрГУ является экспериментальной площадкой по созданию, исследованию и использованию новых технологий в образовании одаренных старшеклассников. Свой опыт Лицей передает преподавателям школ города и области через семинары, практикумы, мастер-классы, городские программы, школьные проекты, научно-практические конференции.

Качество повышения квалификации учителей школ в области информационных технологий зависит как от материальной базы центров переподготовки учителей, профессионального уровня преподавателей (ведущих обучение), методик обучения, так и от практического знакомства учителей с применением информационных технологий в различных областях школьной жизни. В системе "УрГУ-Лицей УрГУ" есть и высококвалифицированные преподаватели высшей школы, технические специалисты и учителя высшей категории. Уральский госуниверситет является одним из лидеров на Урале и в России по применению информационных технологий (Интернет-технологий, в частности) в образовании. В распоряжении УрГУ высокоскоростные телекоммуникационные системы и современные компьютерные классы. В арсенале СУНЦ апробированные методики обучения учителей и практический опыт использования ИТ в школах.

Еще в начале 90-х годов в Лицее УрГУ была сформирована единая информационная система образовательного учреждения и проводилось обучение лицейских учителей-предметников основам работы на ПК и в компьютерной сети. В 1994-1998 годах в СУНЦ была создана система поддержки базовых сервисов Интернет и единая система регистрации пользователей (преподавателей и учеников) в корпоративной системе лицея, создан и поддерживается силами преподавателей и самих учеников информационный сайт http://www.lyceum.usu.ru. В это же период проводился совместный российско-американский телекоммуникационный проект СУНЦ и Cyber School (Oregon, USA) "Война и мир".

В 1999 году в СУНЦ УрГУ перед педагогической общественностью города состоялась презентация некоммерческой американской организации "Проект Гармония". В 2000 г. СУНЦ УрГУ, ЦНИТ и МОУ "Дом учителя" разработали программу "Интернет в школах города Екатеринбурга и Свердловской области". Важнейшим элементом обучения преподавателей города и области явилась система курсов, апробированных в СУНЦ. Курс "Введение в Интернет-технологии" органически дополнялся системой семинаров, консультаций и проектной деятельностью. Кроме учителей-предметников были проведены курсы повышения квалификации для учителей информатики. На учителей информатики возлагалась задача сопровождения разработанных Web ресурсов.

В 2001 году в рамках гранта IATP N-19 УрГУ совместно с ИМЦ Ленинского района г. Екатеринбурга проводил проект "Образовательные Интернет-игры". Образовательная Интернет-игра является игрой дидактической. Она дает увлеченность и интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности и дает возможность создать и сплотить коллектив. ИнтернетЦигра содержит элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений, формирует умение сосредотачиваться в любой обстановке и, как дидактическая игра, дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха игре. При этом игра - это не только состязание в знаниях, умениях и навыках работы с компьютерной техникой и в Интернет, но состязание в остроумии и находчивости, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций. Тематика Игр выбирается из категорий "мировая культура", "правоведение", "краеведение", "спорт и здравоохранение", "наука и образование". Интернет Игра представляет собой командное соревнование учащихся через сеть Интернет. Перед соревнованиями за 2 недели команды получают тематику игры. По теме Игры каждая команда выполняет работу над своим проектом Web-сайтом, Web-страницей. Это является первым "домашним" заданием для команд. Работы размещаются на Web-сайте Интернет Игры. Жюри оценивает работы. Это заочная форма претворяет очную встречу команд и дает возможность командам подготовиться по тематике предстоящей Игры. Очный тур Игры проводится на двух различных точках IATP открытого доступа УрГУ. Команды ведут диалог во время Игры только средствами Интернет и пространственно находятся в различных точках. Жюри размещается в третьей точке доступа к Интернет. Для координации Игры используются различные Интернет-технологии и технические средства, см. http://www.lyceum.usu.ru/ip_game.

В мае 2002 году в УрГУ при самом активном участии СУНЦ открывается региональный учебный центр Программы Intel "Обучение для будущего". Опыт развития информационных технологий для общего образования и обучения учителей школ информационным технологиям в системе "УрГУ-Лицей УрГУ" дает возможность рекомендовать расширение структуры Программы "Обучение для будущего" и направлений программной деятельности. Представляется естественным создание системы партнерских организаций Программы на базе лицеев ведущих университетов, экспериментальных площадок в школах, центрах творчества и т.п. На базе таких партнеров регионального учебного центра Программы должна проходить не только подготовка учителей по единой методике, но и разработка и проведение при поддержке Программы новых форм творчества учащихся с использованием информационных технологий.

Контактная информация

Dmitry.Utkinusu.ru
© 2003-2014 Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций
(ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика")
Rambler's Top100