Логотип Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Международный конгресс конференций "Информационные технологии в образовании" (ИТО-2003)

Секция: 1. Цели, содержание и методика преподавания информатики и информационных технологий


ИНТЕРНЕТ КАК ДВИГАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧИТЕЛЯ

Урсова О.В.

Псковский областной институт повышения квалификации работников образования, Псковская классическая гимназия , Псков

Аннотация

Повышение квалификации учителей предметников в современных условиях должно выйти на новый уровень. В докладе представлены различные аспекты использования Интернета в деятельности учителя математики и рассматриваются новые возможности профессионального развития учителя.

Текст доклада

Сегодня, как никогда ранее, непрерывное, качественное профессиональное развитие становится для педагога решающим фактором успеха. При этом важно, чтобы профессиональное развитие не превратилось для учителей в дополнительную нагрузку, не стало чем-то таким, с чем учителям приходится мириться. Интернет может реально способствовать профессиональному развитию всегда занятых педагогов, обеспечивая им доступ к огромному хранилищу информации, размеры которого намного превосходят объем сведений в обычных учебных пособиях и средствах массовой информации.

Интернет предоставляет учителям большое количество профессиональных веб-узлов. Здесь можно просмотреть практически все образовательные документы, получить правовую информацию, для этого нужно оформить атрибутный или контекстный поиск или просмотреть соответствующие разделы классификации. На каждом подобном сайте есть выбор предметных областей. Например, для предметной области — математика Российский общеобразовательный портал выводит на просмотр около двадцати различных сайтов, к сожалению мало посещаемых.

При этом все имеющиеся ресурсы самым существенным образом отличаются друг от друга по качеству, точности, необходимости и полезности содержащейся в них информации. Для методистов, помогающих учителям осваивать просторы Интернета, стоит задача – решить проблемы недостатка качественной и структурированной информации, обеспечивая им доступ к самым лучшим, наиболее насущным и прогрессивным достижениям в области образования.

В этом направлении важна работа сетевых объединений методистов, созданных для методической поддержки педагогов–предметников (в том числе и математиков). С деятельностью объединений можно ознакомиться на сайте http://center.fio.ru/som .

Нельзя не отметить широкие возможности Интернета для формирования связей внутри педагогического сообщества. Цели у учителей в этом направлении могут быть различными: кто-то заинтересован в организации переписки со своими коллегами из других школ, кто-то хочет принять участие в открытом педсовете (итоги работы @педсовета 2003 года еще раз подтвердили значимость использования ИТ в сфере образования), а кто-то хочет вместо традиционных школьных программ работать по оригинальным учебным исследовательским проектам, основой которых будет совместное решение научных проблем, а инструментом обмена – электронная почта, телеконференции.

 При таком общении у педагогов формируется чувство ответственности за собственные достижения. Понятие рефлексивной практики – размышления о том, как ты преподаешь, и постоянный поиск лучших методов и идей – является основой профессионализма учителя. Профессиональный рост обычно занимает много времени и требует множества встреч с коллегами. Интернет дает более эффективное использование как времени, так и профессиональных ресурсов, это новый способ совместного использования информации с возможностью диалога между людьми независимо от того, где они находятся и каково расписание их работы. Все, подключенные к сети Интернет, имеют доступ к одной и той же информации и могут принимать более продуманные решения при разработке учебных программ, обсуждении результатов учеников, рассмотрении региональных и федеральных проектов и постановлений.

Следующий момент, на котором хотелось бы остановиться – возможность расширить и обогатить знания по предмету с помощью Всемирной паутины. Возьмем пример из математики, хотя это может касаться любого другого предмета. Среди тем, предлагаемых учащимся для рефератов, могут быть темы, связанные с фракталами. Геометрия фракталов – совсем молодое направление в математике, книги и пособия по фракталам очень редко встречаются и очень дорогие. В Интернете на запрос по ключевому слову «фрактал» поисковые системы выдают свыше 3000 ссылок. Сайты, посвященные фракталам, содержат информацию об истории открытия фракталов, теоретические основы фракталоведения, редакторы создания самоподобных фракталов, замечательные изображения различных фракталов. Это разнообразие материала может послужить для написания докладов, рефератов, создания творческих проектов, быть основой для исследований научного общества учащихся.

Остается добавить, что по материальным причинам, большинство учителей не может ни иметь дома компьютер, ни тем более свободно пользоваться Интернетом, что, естественно отрицательно сказывается на информатизации учебного процесса и профессиональном развитии учителя. Следовательно, надеяться на самообразование педагогов в этом вопросе не приходится. Проблему помогут разрешить курсы повышения квалификации по использованию ИТ, которые проводятся на базе ПОИПКРО. Кроме того, все педагогическое сообщество Псковской области надеется на открытие регионального центра Интернет-образования (ФИО). Подобные центры существуют уже в 36 городах России и являются двигателями профессионального развития учителей.

Контактная информация

ursova_olgarambler.ru
© 2003-2014 Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций
(ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика")
Rambler's Top100