Логотип Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Интернет. Общество. Личность - ИОЛ-1999

Секция: Интернет и образование


ПРОЕКТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРВОЙ ОТКРЫТОЙ WEB-МАСТЕРСКОЙ

Степанов В.К.

Московский государственный университет культуры , Москва

Текст доклада

В Первой Web-мастерской, функционирующей в Государственной публичной исторической библиотеке при поддержке IREX (http://www.openweb.ru), начиная с ноября 1998 года реализуется проект по организации дистанционного обучения. C момента своего образования в 1996 году Web-мастерская является одним из основных центров обучения сотрудников информационных учреждений, а также выпускников IREX навыкам работы в Интернет. На регулярной основе проводятся курсы и семинары различной тематики, ведется интенсивное консультирование пользователей как при личном обращении, так и по электронной почте. Образовательный процесс полностью обеспечен программами и методическими материалами, разработанными сотрудниками мастерской. Накопленный опыт позволяет расширить преподавательскую деятельность за счет дистанционного обучения, главным преимуществом которого является широкий охват слушателей, что позволяет вести подготовку жителей практически любых регионов. Огромная потенциальная аудитория, а также относительно низкие затраты заставляют рассматривать дистанционное обучение как одну из перспективнейших форм всей образовательной системы будущего.

Первым звеном в организации дистанционного обучения являются курсы для выпускников академических программ IREX, проходивших стажировку в США в рамках "Акта поддержки свободы" с 1992 по 1998 годы по специальности "Библиотечное дело и информатика". В данном случае задача заключается в повышении квалификации специалистов, имеющих четкое представление об Интернет в целом и владеющих основными навыками работы в Сети. Выбор аудитории обусловлен ключевым значением, которое имеет Интернет для данной области деятельности, а также тем, что выпускники этой специальности более всех прочих имеют доступ к Интернет, что является неотъемлемым условием проведения занятий. На основе этих курсов ставится задача отработать общую методику данной формы обучения, проверить ее технологические и содержательные аспекты с тем чтобы в дальнейшем вести преподавание для выпускников программ академических обменов всех других специальностей, а также всех специалистов информационной сферы России и, возможно, ближнего зарубежья.

Обязательным условием ведения дистанционной подготовки является наличие специального сервера, администрируемого опытным специалистом. На сервере создается образовательное пространство, включающее все необходимые элементы образовательного процесса. Такой "виртуальный кампус" располагает аудиториями, где представлены основные учебные материалы, лабораториями, охватывающими источники для практической работы, библиотекой, содержащей ссылки на соответствующую литературу. Сервер состоит из общедоступной и закрытой части, вход в которую разрешен только зарегистрированным пользователям, которыми являются студенты текущего семестра. Для оперативного оповещения участников обучения основывается listserv, информирующий о текущих событиях кампуса. Штат обучающего центра состоит из преподавателя, технических специалистов (системный администратор и Web-мастер) и администратора учебного процесса (методист/декан). Для виртуальных студентов единственным техническим условием является доступ к Интернет.

Программа дистанционного обучения, рассчитанная на семестр (около четырех месяцев) охватывает практически все направления деятельности библиотек в Интернет. Она включает детальное изучение возможностей новейшего программного обеспечения, включая встраиваемые модули, выработку углубленных навыков поиска информации в Сети, характеристику библиографических ресурсов Интернет, методы использования Интернет для комплектования и обслуживания читателей, управление информационными массивами Сети, методологические и теоретические проблемы влияния Интернет на библиотеку как социальный институт.

Методы и формы обучения охватывают уже опробованные в зарубежной практике составляющие дистанционных курсов. В их числе подготовленные преподавателем оригинальные лекционные курсы, представленные в виде помещаемых на сервер и рассылаемых по электронной почте текстов; практические задания для студентов; заочные дискуссии по актуальной проблематике. Студенты осваивают новые знания при ознакомлении с лекционными материалами, получают непосредственные навыки работы с различными инструментами Сети в ходе выполнения практических заданий и взаимно обмениваются опытом и развивают новые взгляды на систему информационных коммуникаций в ходе коллективного обсуждения возникших проблем или появившихся идей в ходе дискуссий. Обучение ведется по заранее подготовленному расписанию, с указанием крайних сроков предоставления ответов на задания, требований к микрорефератам, присылаемым в ходе дискуссий и пр. Итоговый контроль знаний предполагается проводить в виде персональных тестов, включающих, как ответы на теоретические вопросы, так и выполнение практических заданий на разыскание материалов, создание Web-страниц и т.д.

В будущем, по мере возрастания технических возможностей, для проведения занятий возможно применение видеоконференц-связи, что, безусловно повысит степень контакта слушателей и преподавателей, сделает дистанционное обучение еще более увлекательным и эффективным.

Контактная информация

(095) 921-30-27
© 2003-2014 Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций
(ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика")
Rambler's Top100