Логотип Информационно-коммуникационные технологии в образовании

XIV Международная конференция-выставка "Информационные технологии в образовании" (ИТО-2004)

Секция: 4. ИКТ в управлении образованием


АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ (АСИОУ "ШКОЛА")

Кривошеева Е.А., Цыпленкова Е.В., Швецова С.В.

Городской центр развития образования (ГЦРО) , Ярославль

Аннотация

Совершенствование управления качеством образования в современных условиях невозможно без использования автоматизированных информационно-аналитических систем (АИАС), учитывающих специфику образовательного производства. В настоящем докладе представлены некоторые подходы к решению проблем построения АИАС, обеспечивающей многоаспектный мониторинг состояния образовательного процесса.

Текст доклада

Информационная компетентность как обладание информацией о состоянии управляемого объекта (осведомленность) – один из важных элементов, составляющих качество управления. По мере становления информационного общества информация все более становится заместителем, символической моделью любого продукта или услуги: люди работают именно с информационными моделями, а не непосредственно с продуктами или услугами. Именно поэтому управление качеством образования в современных условиях невозможно без построения работающей информационной модели объекта управления в образовании – информационной модели образовательного процесса.

Решение проблемы совершенствования управления в сфере образования невозможно без применения в теории и практике управления социального моделирования как метода социального познания. Этот метод предполагает обязательное использование аналогов, или моделей, замещающих реальные отношения и процессы общества в менее сложных материальных и идеальных формах, с последующим проведением операций над ними в целях получения новой информации об объекте исследования. Особенностью социально-экономических моделей является то, что они отображают и замещают явления, непосредственно связанные с деятельностью человека или социальных групп. При создании автоматизированных информационно-аналитических систем (АИАС) модели являются элементами этих систем.

В наших разработках мы придерживаемся концепции создания методически унифицированных узкопрофессиональных АИАС, которые затем интегрируются некоторой своей частью в общую информационную систему. В этом случае движущая сила дальнейшего развития АИАС смещается от административно-организационной мотивации (обязанность заполнения определенных полей общей базы данных) к профессиональной, когда специалисты получают от разработчиков информационно-аналитический инструмент, за счет использования которого их собственная работа становится более эффективной.

Поскольку в настоящее время задачи управления качеством образования выходят на первый план, то приоритетным направлением в построении АИАС муниципальной системы образования (МСО), с нашей точки зрения, должно стать создание АИАС для информационно-аналитического обеспечения управления образовательным процессом на всех уровнях, и, прежде всего, – на уровне образовательного учреждения, то есть именно там, где реально осуществляется образовательное производство и необходимо управление его качеством. Ее внедрение и профессиональное использование в образовательных учреждениях позволит осуществлять мониторинг состояния образовательного процесса как объекта управления, вырабатывать обоснованные управленческие решения и отслеживать результаты управленческих воздействий.

Под управлением образовательным процессом мы понимаем не только лишь управление с уровня администрации. Педагог-предметник также является субъектом управления образовательным процессом на своем уровне. Постольку, поскольку реализуется субъектная позиция учащегося, он также является субъектом управления своей индивидуальной траектории в образовательном пространстве. Поэтому при построении АИАС уровня образовательного учреждения должно быть соблюдено требование принципиальной возможности информационно-аналитического обеспечения всех основных субъектов образовательного процесса (педагога, учащегося и руководителя).

Интеграция АИАС образовательных учреждений некоторой своей частью (муниципальным компонентом) в общую АИАС МСО позволит обеспечить мониторинг состояния муниципальной системы образования по важнейшим для ее функционирования и развития аспектам: условиям и результативности образовательного процесса.

Создание, сопровождение, развитие и поддержка функционирования АИАС требует серьезного кадрового обеспечения как на муниципальном уровне, так и на уровне образовательного учреждения. На муниципальном уровне необходимо создание специализированной службы, в которую должны входить разработчики программного обеспечения, специалисты по поддержке его эксплуатации в образовательных учреждениях и методисты по программному обеспечению для обучения руководящих и педагогических кадров, а также учебно-вспомогательного персонала, задействованного в эксплуатации АИАС. В МСО г.Ярославля эти функции выполняет отдел информатизации, мониторинга и анализа Городского центра развития образования. С 1995 года по заказу Управления образования мэрии города Ярославля нами ведутся работы в области построения и внедрения АИАС МСО. Так как ведущей подсистемой МСО является подсистема общего образования, приоритет в разработке программного обеспечения был отдан общеобразовательным учреждениям (школы, гимназии, лицеи и т.п.). Для них нами была разработана автоматизированная система информационного обеспечения управления образовательным процессом (АСИОУ "Школа").

Для осуществления многоаспектного мониторинга образовательного процесса предназначено прикладное программное обеспечение, реализованное как совокупность прикладных подсистем целостной системы и использующее как базы данных базовых подсистем ("Классы", "Контингент", "Кадры", "Учебный процесс"), так и специализированные прикладные базы данных.

Литература:

  1. Афанасьев Э.В., Ярошенко В.Н. Эффективность информационного обеспечения управления. — М.: Экономика, 1987.
  2. Беспалько В. Мониторинг качества обучения — средство управления образованием. /Мир образования N2, 1996.
  3. Информационные системы для руководителей. Перегудов Ф.И., ТарасенкоВ.П., Ехлаков Ю.П. — М.: Финансы и статистика, 1989
  4. Каракозова Э.В. Моделирование в общественных науках (философско-методологические проблемы). — М.: Высш.шк., 1986.
  5. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. — Спб.: Изд-во "Образование — Культура", 1998.
  6. Швецова С.В. Об автоматизации муниципальных систем управления образованием. Педагогический вестник. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, &N8470;&N8470; 1-2, Ярославль, 2002.

Контактная информация

tkolosovayandex.ru
© 2003-2014 Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций
(ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика")
Rambler's Top100