Логотип Информационно-коммуникационные технологии в образовании

VI Всероссийская объединенная конференция "Технологии информационного общества - Интернет и современное общество" (IST/IMS-2003)

Секция: Электронное правительство в информационном обществе: теория и практика


Электронное правительство: теоретические модели и реальная практика

Станкевич Л.Т., Новоженина Н.О.

Северо-западная академия государственной службы , Санкт-Петербург

Текст доклада

Электронное правительство как идеальная категория существует и функционирует в рамках виртуальной реальности, отражая объективные процессы политического управления современным обществом. Следовательно, те модели управленческой деятельности, которые сложились традиционно и действовали на протяжении веков, нельзя рассматривать как базовые при анализе понятия «электронное правительство». В современной политологической литературе термин «электронное правительство» означает «такую систему государственного управления, при которой деятельность официальных ведомств и служб, включая функцию управления, фиксируется на электронных носителях, а вся организационно-распорядительная документация публикуется в сети Интернет и становится тем самым доступной каждому гражданину» [1].

Вопрос о разработке и практическом воплощении концепции «электронного правительства» был поставлен первоначально в США, а затем в Западной Европе в 90-е гг. ХХ века. В 1993 г. правительство США создало рабочую группу по информационной инфрастуктуре и предложило общественности доклад о планах развития данной структуры, сделав ее главным приоритетом своей политики. В 1995 г. Европейская комиссия учредила «Форум информационного общества» (www.ispo.cec.be/infoforum/, www.eurovoice.org/) и определила 11 приоритетных проектов. В марте 2000 г. Европейская комиссия приняла новую программу «Электронная Европа (2000–2010 гг.)» и определила основную цель деятельности — содействие росту доверия граждан к государству и укрепление социального партнерства.

В настоящее время можно выделить 4 основных модели «электронного правительства», получивших практическое воплощение в США, Европе, Азиатско-тихоокеанском регионе и России. Условно их можно назвать так:

  • континентально-европейская модель (в рамках которой будет осуществляться развитие электронной демократии не только в странах Западной, но также в странах Центральной и Восточной Европы, которые будут приняты в 2004 г. в ЕС);
  • англо-американская модель, которая отражает специфику становления электронного правительства в США и Великобритании;
  • азиатская модель (будет нами рассмотрена на примере Южной Кореи);
  • российская модель, которая представлена в целевой федеральной программе «Электронная Россия (2002–2010 гг.)»

1. Континентально-европейская модель электронного правительства характеризуется:

  • наличием надгосударственных институтов (Европарламент, Еврокомиссия, Европейский суд), рекомендации которых обязательны для исполнения всеми странами ЕС;
  • высокой степенью интеграции европейских народов и стран, что проявляется в единой валюте, в едином общеевропейском информационном пространстве, в подготовке новой единой Конституции, в свободном передвижении капиталов, энергии, информации;
  • жестким законодательством, регулирующим информационные отношения и информационные потоки, циркулирующие в европейском информационном пространстве.

Управление и деятельность национальных правительств и надгосударственных структур в этой модели обусловлены применением высоких технологий с ориентацией на нужды граждан-пользователей информационными сетями и системами. Данный тип управления позволяет потребителю (избирателю, гражданину, представителю общественности) получать правительственную информацию в режиме реального времени и успешно выполнять свой гражданский долг, используя систему электронного голосования или сервисные услуги правительства при уплате налогов и штрафов.

2. Англо-американская модель электронного правительства развита в США, Канаде и Великобритании. В США основной акцент сделан на создание информационных супермагистралей, позволяющих обеспечить универсальное обслуживание граждан и обеспечение их информацией относительно проблем государственного управления. Здесь проявляется ярко выраженная тенденция перехода от монологичной политико-административной власти к диалогу между чиновниками и гражданами к форме «сервисной власти». В рамках этой тенденции американское электронное правительство служит гражданам, предоставляет сервисные услуги и подотчетно им (http://lcweb.loc.gov/global/executive/fed.html). В целом деятельность американского правительства проводится под лозунгом большей открытости, прозрачности и ответственности перед гражданами. Что касается электронного правительства Великобритании, то его деятельность зафиксирована в программе, имеющей название «Электронные граждане, электронный бизнес, электронное правительство. Стратегическая концепция обслуживания общества в информационную эпоху». В программе сделан акцент на решение следующих проблем:

  • расширение спектра предоставляемых правительством сервисных услуг;
  • обеспечение более эффективного использования социальной информации в органах государственной власти;
  • создание технических и образовательных условий для полного охвата гражданами правительственных услуг.

Таким образом, для государственных органов Великобритании основной целью становится освобождение государственных служащих от выполнения рутинных процедур при интерактивном взаимодействии с населением.

3. Азиатская модель электронного правительства опирается на специфический стиль управления, азиатский тип корпоративной культуры и многослойную систему государственного управления, организованного по принципу иерархической пирамиды. Правительство Южной Кореи при формировании модели электронной демократии основной акцент сделало на удовлетворение информационных потребностей населения и внедрение информационно-коммуникативных технологий в систему культуры и образования.

Успешное развитие электронной демократии позволило гражданам Южной Кореи усвоить мысль о собственной значимости и возможности действительного влияния на дела государства и общества. Важным и полезным в корейском опыте для нас является осмысленная и дальновидная политика государства в деле развития электронной коммуникации. Создание единого информационного пространства в рамках всей страны не только усиливает позиции государства, но и ставит в практическую плоскость основной принцип демократии: народ — источник и носитель власти.

4. Российская модель электронного правительства представлена в целевой федеральной программе «Электронная Россия 2002–2010 гг.». Эта программа ориентирована на преодоление технологической отсталости и превращение страны из сырьевого поставщика в экспортера программных информационных продуктов [2]. Основные цели программы направлены на повышение эффективности функционирования экономики, государственного управления и местного самоуправления, создание условий для реализации права граждан на свободный доступ к информации и получение необходимых услуг, касающихся регулирования жизни и деятельности в информационном обществе. Всего в программе предусматривается реализация различных мероприятий по 9 направлениям. Главными из них можно назвать 2 направления:

  • обеспечение открытости в деятельности органов государственной власти и общедоступности общегосударственных информационных ресурсов;
  • совершенствование деятельности органов государственной власти и местного самоуправления на основе применения информационно-коммуникативных технологий.

Таким образом, все рассмотренные нами современные модели электронного правительства обусловлены развитием информационной цивилизации и ориентированы на будущее. Условиями реализации данных моделей выступают сетевая организация общества, эффективно работающая обратная связь и высокий уровень технологической оснащенности деятельности государственного аппарата.

Создание электронного правительства при всем разнообразии моделей подразумевает решение общих задач:

  • организацию электронного документооборота внутри правительства;
  • максимальный перевод в электронную форму взаимоотношений государства и гражданского общества;
  • использование сети Интернет для организации интерактивной связи и установления эффективной обратной связи власти с населением;
  • формирование диалогической по форме политической коммуникации, обеспечивающей контроль за управленческой деятельностью правительства как в процессе принятия решений, так и в их реализации.

Практическое воплощение этих задач позволит электронному правительству не только получать своевременную информацию о реакции народа на важнейшие решения, но и эффективно осуществлять идею сознательного участия и активного включения граждан в разрешение наиболее значимых проблем современного развития.

Литература:

1Пересветова Н. Правительство становится прозрачным // Рос.газ. 01.03.02. №38. С. 10.

2. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002–2010 гг.)» // СЗ. 2002. №5. Ст. 531.

3Горнов С., Купинский Н. E-Russia // Деловые люди. 2001. №129. С. 58.

© 2003-2014 Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций
(ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика")
Rambler's Top100