Логотип Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Десятая юбилейная конференция представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2003

Секция: 3. Образовательные ресурсы в российском сегменте Интернет


Образовательный аспект проекта "Российская виртуальная обсерватория"

Витковский В.В., Желенкова О.П., Кайсина Е.И., Калинина Н.А., Малькова Г.А., Черненков В.Н., Шергин В.С.

Специальная астрофизическая обсерватория РАН, п. Нижний Архыз

Текст доклада

При современном уровне техники, технологии и методики эксперимента подготовка квалифицированных исследователей требует очень сложного, дорогостоящего оборудования. На примере развития образования в области астрономии можно показать, что для России это особенно актуально, т.к. даже крупные университеты не могут поддерживать существующие наблюдательные комплексы, не говоря уже о создании новых учебных телескопов.

Специальная астрофизическая обсерватория Российской Академии наук является в настоящее время единственным в России реально работающим центром экспериментальных наземных исследований Вселенной. Поэтому подготовка студентов астрономических специальностей в основных российских университетах, связанная с практической работой студентов, в последнее время была ориентирована на экспериментальные возможности САО РАН (собственные учебно-наблюдательные базы университетов оказались за пределами России в ближнем зарубежье). Один из проектов Федеральной целевой программы "Интеграция" был направлен на создание такой межведомственной и межрегиональной программы, которая позволила бы соединить экспериментальные возможности обсерватории и традиции университетских астрономических школ. В 1997 году на базе САО РАН был организован Учебно-научный центр коллективного пользования "Наземная астрономия", который объединил шесть государственных университетов России - Московский, Санкт-Петербургский, Ростовский, Казанский, Уральский и Ставропольский для обучения студентов и аспирантов астрономических специальностей.

В реализуемом проекте Российской виртуальной обсерватории, которая призвана объединить экспериментальные и информационные ресурсы России, существенное внимание предполагается уделить образовательному аспекту.

В 2002 году в САО РАН внедрена Система дистанционного доступа к информационным и техническим ресурсам телескопов БТА и РАТАН-600.Система обеспечивает удаленный сетевой доступ к крупным научным экспериментальным комплексам со скоростью, достаточной для проведения экспериментов в реальном времени в режиме удаленного доступа. Реализован сетевой доступ к архивным данным обсерватории http://www.sao.ru/oasis/archive/, прием on-line заявок на наблюдательное время телескопов Цейс-1000 http://www.sao.ru/request/zeiss.html и БТА http://www.sao.ru/request/. Текущий контроль за состоянием БТА непрерывно отображается на Web-сайте САО РАН http://tb.bta.sao.ru/tcs/. Интерфейсы оператора и АСУ БТА позволяют управлять телескопом из Центра управления и сбора и, соответственно, из любой точки Интернет. Разработана многоуровневая система авторизации доступа, с помощью которой планируется удаленная работа студентов-астрономов в наблюдательных командах или по заявке образовательных учреждений проведение собственных наблюдений. Система предусматривает удаленный ввод заданий и получение результатов в режиме on-line, а также реализует параллельную передачу видеоизображений и сервисную аудио-, видео-, и конференцсвязь в ходе эксперимента, что позволяет проводить совместные исследования и проведение открытых уроков для студентов астрономических специальностей, аналогично демонстрациям хирургических операций для студентов-медиков.

© 2003-2014 Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций
(ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика")
Rambler's Top100