Логотип Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Десятая юбилейная конференция представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2003

Секция: 4. Информационные и педагогические технологии в учебно-воспитательном процессе школы


Особенности использования компьютерных и Интернет-технологий в поддержке одаренных детей и детей, имеющих ограниченные возможности здоровья

Альминдеров В.В., Альминдерова А.В.

Межрегиональный Интеллект-клуб "Глюон" , Москва

Текст доклада

1. Введение

В начале XXI века необходимость личностно-ориентированного подхода в обучении с целью полнее востребовать интеллектуальный и творческий потенциал каждого человека несомненен, так как сложилась серьезная ситуация с выживанием человечества перед лицом кризисов и экологической катастрофы. Только интеллект человека (человечества) и его творческие способности позволят решить проблему выживаемости человечества и его дальнейшего процветания.

Современное образование невозможно без внедрения современных технологий и особенно информационных, которые позволяют доставить в любые, в том числе удаленные, точки людского пространства не только информацию, но и современную методику, технологию образования с целью востребовать в полноте интеллектуальный и творческий потенциал личности, формировать его адекватную запросам личности индивидуальную образовательную траекторию.

На современном этапе особую актуальность приобретает внедрение новых информационных технологий в образование и развитие одаренных школьников и детей с ограниченными возможностями по здоровью в силу их нестандартности и специфической адаптации в общество.

По оценкам экспертов, только 2-5% детской популяции обладают особенностями интеллектуального и творческого развития, например, IQ (коэффициент интеллектуальности) равен 125 единиц. Их относят к одаренным детям. Примерно столько же детей считаются лицами с ограниченными возможностями по здоровью (детей-инвалидов). Ограничение по здоровью тормозит их интеллектуальное развитие, и они оказываются по другую сторону "баррикад" основной (стандартной) группы развития.

Распределение интеллекта (интеллектуального потенциала) по выборке детской популяции хорошо аппроксимируется нормальным распределением, где 2-5% детей в области высокого интеллекта (IQ равен 125 единиц) или заниженного, что свойственно в основном и детям-инвалидам. В этом смысл, их отличия от нормы позволяет рассматривать эти две группы детей совместно, отмечая их общность и различие.

Общность одаренных детей и детей-инвалидов заключается в невозможности эффективно использовать в их образовании и развитии методики и технологии - нормы (стандартов), а также в их особой протекции (медицинской, психологической и даже психиатрической) для полноценного развития такой личности.

Различие одаренных и детей-инвалидов, в основном, обеспечивается разными интеллектуальными возможностями, что заставляет выстраивать собственные образовательные  аттракторы (индивидуальные образовательные траектории) для каждой из названных групп. Надо отметить, что адекватное образование является решающим для адаптации этих групп в современное общество. Нужно также отметить, что по мере развития и получения личностно-ориентированного образования, в этих группах существует миграция его членов к норме, они становятся полноценными участниками созидательных процессов общества. При этом подходе также проявляются интеллектуальные и творческие таланты учащихся инвалидной группы, решаются вопросы социализации и адаптации.

В задачах поддержки и развития групп одаренных детей и детей-инвалидов особую роль занимают формирование соответствующих сообществ, где они - "норма", чувствуют себя "как рыба в воде", где возможно психо-эмоциональное раскрепощение, и как следствие, - нормальное и адекватное развитие.

В сознании таких сообществ усилена роль новых информационных технологий, которые позволяют участникам раскрыть другие грани личности. В частности, взаимодействие по интересам, знакомства, совместное общее дело и так далее. Такие Интернет-сообщества позволяют более полно реализовывать потребности данной личности. Использование новых информационных технологий, таких как Интернет-технологии, в создании виртуального Интернет-сообщества может явиться пусковым механизмом к развитию одаренных детей и детей-инвалидов с целью их адаптации в общество. Это поможет им востребовать во всей полноте свой интеллектуальный и творческий потенциал и сформировать свой положительный жизненный сценарий.

2. Методические рекомендации по представлению учебной информации в среде Интернет для одаренных детей и детей-инвалидов

В предлагаемом проекте авторы понимают особенности общности и различия двух групп - одаренные дети и дети инвалиды. В связи с этим будут разработаны специальные методики, удовлетворяющие адекватному развитию названных групп. Методические различия данных групп обеспечиваются различными требованиями усвоения учебно-методического материала - в частности, для одаренных детей с повышенными интеллектуальными потребностями сформирован учебный материал, способный востребовать интеллектуальный и творческий потенциал такой личности. Для другой группы детей: дети инвалиды, методический материал должен быть выстроен таким образом, чтобы путем усвоения учебного материала приблизить данную группу к норме.

Основными требованиями к учебно-методическому курсу для одаренных детей является полнота и глубина изучения учебного материала. Это достигается представлением материала стрех разных сторон: (1) теоретическая компонента, (2) практическая компонента (умение решать задачи, включая творческие), (3) лабораторные работы (показывающие навыки, усвоения теоретического материала на практике).

Характерными требованиями к учебно-методическому курсу для детей инвалидов является разработка соответствующих методик, позволяющих усваивать полноценный курс учебной нормы.

Внедрение новых информационных технологий, в частности мультимедийных, в образовательный процесс позволяет снять ограничения по восприятию и освоению учебного материала детей-инвалидов и удовлетворить высоким интеллектуальным потребностям одаренных детей.

Более того, наличие "интеллектуальной паутинки" создает все необходимы условия для адекватного развития любой личности в не зависимости его интеллектуального или физического статуса, способствующая его социализации в общество.

3. Формирование среды в Интернет для организации обучения одаренных детей и детей-инвалидов

Для гармонического и устойчивого развития одаренных детей и детей-инвалидов, особенно в сенситивный период (школьный период), важным является общение со сверстниками, с себя подобными, а это оказывается затруднительным в силу специфики развития таких детей. 2-5 процентная выборка в классе, состоящий из 30-40 человек, "приводит" к появлению одного, в лучшем случае, двух одаренных школьников, которые при этом могут проявлять и различную одаренность, темпы развития и социальную адаптацию. Малочисленность одаренных детей и детей-инвалидов и их индивидуальная эволюция развития не способствуют адекватной социализации и адаптации одаренных детей и детей-инвалидов. Использование Интернет-технологий позволяет "снять" проблему общения и образования одаренных детей и детей-инвалидов.

Речь идет о создании Интернет-сообщества для одаренных детей и детей инвалидов. Предлагается разработать среду под названием "Интеллектуальная паутинка".

"Интеллектуальная паутинка" позволяет одаренным детям, проявляющим интерес к фундаментальным наукам - Физике и Математике - не только общаться со своими сверстниками, но и развиваться и образовываться независимо от их географической принадлежности.

"Интеллектуальная паутинка" - это аналог известной сети World Wide Web, только со своим специфическим наполнением, касающегося содержания. Все системные и технические требования "Интеллектуальной паутинки" удовлетворяют потребности одаренных детей и детей-инвалидов, что позволяет им раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал и адекватно социально адаптироваться в общество.

Создаваемая "Интеллектуальная паутинка" позволит:

  • сформировать в процессе эксплуатации базу данных по одаренным детям и детям-инвалидов в географически удаленных районах России;
  • включить одаренного ребенка и ребенка-инвалида в работу регионального центра (РЦ), ближайшего от места проживания;
  • расширить "живое" общение с специалистами РЦ и сверстниками;
  • организовать индивидуальную траекторию образования и развития, включая оценку его развития кураторами РЦ;
  • участвовать в программах поддержки одаренных детей и детей-инвалидов как в регионах, так и в России в целом;
  • организовать временные творческие коллективы, куда помимо школьников входят учителя, студенты, аспиранты и ученые, для решения учебно-исследовательских задач;

Через "Интеллектуальную паутинку" одаренные дети и дети-инвалиды могут участвовать в индивидуальных образовательных программах:

  • Олимпиады (районные, городские, региональные, российские)
  • Конференции юных ученых
  • Фестивали
  • Мастер-классы и др.

Организованные через "Интеллектуальную паутинку" различные интеллектуальные конкурсы позволяют провести мониторинг одаренности различного вида и сформировать интеллектуальные сообщества по интересам. Например, есть дети, которые охотно участвуют в различных видах интеллектуальных соревнований (олимпиадах, турнирах и др.). Это, условно, "академически" одаренные школьники. Другой тип - "креативные" дети, которые охотно участвуют в исследовательских проектах.

"Интеллектуальная паутинка" позволяет через свою систему сформировать виртуальную социо-культурную среду для образования и развития одаренных детей и детей-инвалидов и находить человеческие контакты. В частности, она может предложить специальные программы для детей-инвалидов - программы для слабослышащих, программы для слабовидящих и др.

Интернет-преподаватель через "Интеллектуальную паутинку" может участвовать в обсуждении проблем одаренных детей и детей-инвалидов через постоянно действующие семинары "Интеллектуальная и творческая одаренность. Междисциплинарный подход" и "Особенности образования детей-инвалидов", включая теле- и видеоконференции, где вместе с педагогами, медиками и учеными разных специальностей обсуждаются и вырабатываются научно-обоснованные методики работы с одаренными детьми и детьми-инвалидами. Например, уже разработаны методики, связанные с образованием одаренных школьников.

Также предполагается путем опроса и анализа пользователей методик сформировать рейтинг лучших и результативных методик для последующего их распространения.

"Интеллектуальная паутинка" будет включать собственные научно-образовательный сайты - "Обучение детей-инвалидов" и "Обучение одаренных детей". На этих сайтах, объединенных в единый образовательный портал, ученные и специалисты могут публиковать свои статьи, размышления на актуальные темы науки и жизни. Портал должен использовать интерактивные средства обучения и работы. Он позиционируется для использования как учениками, так и преподавателями. При этом портал обеспечивает не только прямой способ подачи образовательного материала, но и позволяет формировать материал, исходя из полученной информации по обратной связи.

Литература

1.Альминдеров В.В. Труды Всероссийской конференции "Подготовка учителя математики, информатики и физики на современном этапе" ТГУ, Тольятти,2003

2.Альмидеров В.В. Калмыков Ю.В. Труды конференции "ИТО-2002", Москва

3.Альминдеров В.В. Труды юбилейной научной конференции "Математика. Компьютер. Образование" Пущино, 2003

© 2003-2014 Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций
(ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика")
Rambler's Top100