Логотип Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Интернет. Общество. Личность - ИОЛ-1999

Секция: Интернет и образование


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ "ИНТЕРНЕТ" ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Алексушин Г.В.

Самарский муниципальный Университет Наяновой , Самара

Текст доклада

В настоящее время историческая наука в России развивается с большим трудом. Освобожденная от идеологических пут, однако, история не вышла на желаемый уровень, и продолжает "пробуксовывать". По истории пишут не только историки, и из работ непрофессионалов лишь небольшая часть заслуживает интереса и одобрения. Большинство же "специалистов" (а среди них, к сожалению, встречаются и профессиональные историки) пишет крайне слабые работы, пренебрегая точностью дат, "подтасовывая" факты, оттесняя при этом молодых специалистов и учащихся.

На городских и тематических конференциях и олимпиадах по истории и истории края работают жюри, которые дают места участникам конференций - учащимся, как в спортивных состязаниях! Естественно, что в творческой сфере подобный подход неприемлем. Часть работ делают "стендовыми" (попросту не допускают их прочтение, а, следовательно, и получение призовых мест). В областную универсальную библиотеку (единственную в Самаре, имеющую хороший дореволюционный фонд) учащихся не допускают, а студентов 1-3 курсов - ограниченно.

В таких тяжелых условиях, при давлении старого преподавательского состава, учащимся очень трудно реализовать свои интересы к истории. Квалификация же учителей среднего звена обычных школ оставляет желать лучшего. Из-за их недоработок (некачественность программ, использование заведомо слабых материалов по истории, повторение ошибок и т.д.) учащимся, не получившим места или не допущенным к выступлению на конференции, наносится серьезная психологическая травма. Хотя в данном случае простая публикация их в "Интернете" может дать куда более качественный результат, тем более без провокации психологических проблем.

В связи с этим становится совершенно очевидна проблема "пробуксовывания" истории и исторического образования. Для того чтобы исправить ситуацию, необходимо изменить методы и подходы к изучению истории. Во-первых, необходимо разработать принципиальную структуру исторической науки, принципы ее исследования и преподавания, методы работы с документами, максимально облегчить учащимся доступ к этим материалам. Во-вторых, "Интернет", к которому молодежь имеет огромный интерес, мог бы стать для любителей истории принципиально новым методом работы.

Автором доклада в настоящее время в рамках конкурса по Институту "Открытое общество" размещается проект, целью которого, во-первых, является наиболее полное и комплексное отражение истории Самарского края в "Интернете" во взаимосвязи с анализом настоящего положения и отражением футурологической перспективы. Во-вторых, проект рассчитан на развитие истории края, в третьих - на увеличение открытого доступа к информации об истории края и вовлечение в работу над региональной историей преподавателей и учащихся учебных заведений среднего звена.

Своего рода центром проекта является уникальный каталог изданий по региональной истории для учащихся и преподавателей средних школ, вузов и инновационных учебных заведений, существенно облегчающий им возможность написания научных работ по истории самарского края. Во-вторых, в рамках проекта постепенно создается интерактивный компьютерный банк данных по опубликованным историко-краеведческим научным работам учащихся и преподавателей, материалам конференций. Справки по истории края на региональных серверах обычно предельно кратки, поэтому четвертой задачей проекта предполагалось создание достаточно большого, продуманного и цельного комплекса информации. Эта информация сопровождается аудио-, видео- и фотоматериалами. Вышеназванные справки по истории края на региональных серверах содержат немало фактических и логических ошибок, а также неразборчивы в представляемых средствах, и крайне бедны содержанием и аудио-визуальным материалом. Поэтому, пятой задачей предлагаемого проекта являлось с помощью привлекаемых специалистов по региональной истории учет этих ошибок, их анализ и устранение. Работа с создаваемым комплексом краеведческой информации, таким образом, застрахует пользователей (особенно учащихся) от использования в своих краеведческих работах неверных материалов.

Необходима связь прошлого, настоящего и будущего, что является принципиально новым подходом и шестой задачей. Тематические блоки информации будут делиться на прошлое темы, ее настоящее и будущее описания. Такой подход позволит представить пользователям перспективу темы.

В-седьмых, излагаемая информация по истории края будет содержать в себе новые принципы регионального историзма, который предполагает гораздо большую степень глубины представляемого материала, использование опыта зарубежных историков- таких, как А.Тойнби, К.Ясперс, Ф.Тернер, школа "Анналов" (М.Блок, Ф.Бродель и Л.Февр), многих других.

Подобных проектов в представленной области не проводилось, а уже названные попытки некоторых региональных серверов представить краткие справки по истории своего региона не выдерживают научной критики.

Технологии Интернета существенно улучшают возможности исторического образования. Это и доступ к огромным комплексам исторических материалов других городов РФ и зарубежья; и возможность максимально комплексного и систематизированного представления исторического материала, и возможность дискуссий по Интернету на проблематичные темы.

Контактная информация

(8462) 42-42-11
© 2003-2014 Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций
(ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика")
Rambler's Top100