Логотип Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Девятая конференция представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2002

Секция: 5. Проблемы и перспективы обучения учителей


Программа КМ "Медиа - образованию"

Ястребцева Е.Н., Бухаркина М.Ю., Степанов В.К.

Отдел образовательных проектов компании "Кирилл и Мефодий" , Москва

Текст доклада

Актуальность проведения программы "Медиа - образованию"

Проведение в России государственных программ "Единая информационная образовательная среда" и "Компьютеризация сельских и городских школ" активизировало интерес к применению всеми участниками педагогического процесса - учащимися, учителями, библиотекарями, руководством школы, родителями - мультимедийных пособий в учебно-воспитательном процессе и школьниками при самостоятельной работе дома или на уроке за компьютером. Эта группа пользователей рассматривает их, прежде всего, как средство повышения заинтересованности школьников в обучении, а также как средство способное во многом повлиять на качество образования. "Включать компьютер в контур образования - все равно, что замещать на стройке лопаты экскаватором. Альтернативы этой замене не существует", - считает М.А.Гуриев, президент Союза операторов Интернет. И с ним трудно не согласиться.

В то же время, процесс внедрения мультимедиа в образовательные учреждения тормозится по ряду явных и неявных причин. Во многом это происходит из-за отсутствия методических разработок разного рода для разных групп пользователей, названных выше, плохого информирования потенциальных пользователей о производимой продукции, практического отсутствия обратной связи производителей с конкретными пользователями из учреждений образования. Но, прежде всего, на наш взгляд, происходит это из-за фактически полного отсутствия пользовательской культуры у учителей-предметников школ и школьных библиотекарей, включающей не только эффективное умение работать с компакт-дисками, но и культуру выбора того или иного электронного пособия. Это влияет, в свою очередь, на принятие государственных решений по оснащению школ электронной продукцией без учета мнения собственно потребителей - участников педагогического процесса современной отечественной школы, которые, в основной своей массе сегодня не в состоянии сделать такой выбор.

Новая программа КМ - новые перспективы развития мультимедиа-грамотности

Отдел образовательных проектов, созданный компанией "Кирилл и Мефодий" в 2001 году специально для работы в сфере образования и занимающийся стратегией развития образовательных продуктов, с февраля 2002 года приступил к осуществлению Программы "Медиа - образованию". В рамках этой программы, первый этап которой рассчитан на один год, в 15-ти городах РФ были созданы представительства КМ, осуществляющие консультационно-методические услуги педагогам и библиотекарям. Координаторы КМ в этих городах проводят методические семинары по использованию образовательных мультимедиа пособий - учебников, репетиторов, энциклопедий и справочных изданий в учебно-воспитательном процессе, делая акцент на расширение представлений о возможностях различных электронных изданий, на новых методических подходах и решениях. Координаторы КМ также организуют в своих городах конкурсы для учителей, школьных библиотекарей и учащихся школ, способствующие скорейшему овладению ими культурой использования медиа.

Как разобраться в существующих мультимедийных ресурсах? Что выбрать для своей школы, своего предмета или своего ребенка-учащегося школы? Как помочь учителю поскорее понять, что ему надо использовать на уроках, а что - рекомендовать для самостоятельной работы в библиотеке/медиатеке и дома? - Учителей, библиотекарей и руководителей школ, родителей современных учащихся волнуют вопросы качества образования и, соответственно, качества образовательных электронных ресурсов. Волнуют они и сотрудников Отдела образовательных проектов компании "Кирилл и Мефодий", которые пытаются вместе с региональными координаторами КМ разобраться в этих сложных вопросах в рамках программы "Медиа - образованию".

Существующие на сегодняшний день в КМ решения для реализации программы

Веб-сайт Edu.Km.ru. Отражает общую картину программных действий Отдела образовательных проектов КМ и региональных координаторов КМ, является системообразующим элементом этой деятельности. Ориентирован на взрослую аудиторию участников педагогического процесса (учителей, библиотекарей, родителей, руководство школы). Носит характер информационно-рекомендательный, что отражается в соответствующих рубриках, среди которых педагоги и администрации школ могут найти для себя много полезных методических материалов. Учителя музыки, например, - методические рекомендации "Музыка - песнь веков и цветок истории" по использованию на уроках и при организации самостоятельной работы учащихся компакт-диска "Шедевры музыки" в библиотеке и дома; литературы - рекомендации по изучению творчества Ф.Достоевского и М.Булгакова на уроках литературы в 11-ом классе компакт-диска "Библия"; русского языка, ИЗО и МХК - методическую адаптацию CD-ROM-энциклопедий по живописи к урокам развития речи; английского языка - рекомендации по использованию мультимедийного учебника "Английский на каждый день". Директора и завучи найдут здесь полезную информацию о том, как составить отчетную документацию, используя Базу данных школьного администратора, размещенную на сайте edu.km.ru; родители - о том, как вводить в процесс развития ребенка обучающие игры КМ на электронных носителях и веб-сайте VKids.km.ru.

Список рассылки "Медиацентр". Он-лайн-журнал "Медиацентр" создается по материалам программы, рассылается в 1750 школ России, Украины, Беларуси и Казахстана (как приложение к электронному еженедельнику "Педсовет по средам", pedsovet@ioso.ru). Среди его разделов такие: "Компетентность" создается для учителей-предметников, в нем размещаются статьи и ссылки на статьи по методике использования мультимедиа; "Наступаем на грабли" - об опыте использования участниками педагогического процесса мультимедиа на уроках и в самостоятельной работе в библиотеке и дома; "Консультации" (учителям, библиотекарям, руководителям и родителям) - методические разработки для уроков и внеурочной работы, "Конкурсы" размещает информацию о конкурсах программы; "Ваше слово, товарищ Браузер" представляет собой веб-форум по использованию мультимедиа в школе, библиотеке и дома и другие разделы.

Семинары по обучению учителей, библиотекарей школ работе с электронными изданиями. Организуются региональными координаторами КМ при привлечении местных специалистов в целях грамотного и скорейшего внедрения мультимедиапродукции в различные предметные области учебного процесса и управленческую деятельность школы, в деятельность библиотек. Среди тем семинаров, прошедших в Вологде, Воронеже, Горно-Алтайске, Калуге, Новосибирске, Омске, Перми, Улан-Удэ и других городах: "Мультимедиа в помощь учителю", "Электронные учебники для учебно-воспитательного процесса", "Использование мультимедийных технологий в естественно-научном образовании", "Использование мультимедийных технологий в гуманитарном образовании", "Электронные энциклопедии и справочники", "Практические обучающие курсы по информационным технологиям" и другие.

Конкурсы программы "Кубышка медиа-уроков". В течение 2001-2002 гг. сотрудниками Отдела и региональными представителями ведется работа над серией конкурсов по созданию участниками педагогического процесса сценариев мультимедийных программ образовательного назначения. Среди них: ежегодые конкурсы "Заявка на успех" для команд учащихся и учителей по созданию мультимедийных презентаций с использованием медиаобъектов и "Мудрая Сова" для библиотекарей по созданию веб-сайтов школьных библиотек, в том числе, с описанием опыта работы с мультимедийной продукцией КМ. Конкурс "Кубышка медиа-уроков" направлен на разработку сценариев уроков с использованием мультимедийной продукции КМ. Создаваемые учителями и библиотекарями школ, сценарные разработки медиауроков учитывают интересы и потребности всех групп пользователей образовательных электронных пособий в школе - учителей-предметников, учителей информатики, библиотекарей и школьников.

Виды электронных изданий КМ: состояние и перспективы

* Виртуальная школа КМ. Сетевая версия учебно-методического комплекса 2002 года "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия - vSCHOOL.ru" состоит из полных курсов по программе средней общеобразовательной школы: биологии 5-6, 9 классы, химии 10-11, русский язык 5-6, естествознание/физика 5-11, геометрия 7-11, алгебра 7-8, репетиторы по истории, физике, русскому языку, химии, математике (алгебра, геометрия), биологии. В полный комплект входит серия из 12-ти практических курсов по информационным технологиям и английский язык (начальный и продвинутый уровень). Цель занятий в Виртуальной школе - дать базовые знания учащимся по изучаемым предметам. В основу учебного плана Виртуальной школы положены методики ведущих специалистов ВУЗов России и учителей-практиков. Учебные курсы состоят из ряда интерактивных уроков, которые разбиты на несколько частей, и включают вопросы для закрепления материала, выводы и задачи к уроку. Они содержит большое количество практических заданий, вопросов для самоконтроля и тестов. Регистрация учащихся позволяет вести учет их успеваемости. Данная функция существенно облегчает учителю процесс корректировки обучения, так как в наглядной форме показывается степень "прохождения" той или иной темы. Наличие большого набора медиаобъектов в значительной степени способствует усвоению учебного материала. В Виртуальной школе создан режим "диалога" Учителя с Учеником. В течение урока, после объяснения нового понятия, интерактивный курс ставит перед Учеником вопросы, которые призваны оценить степень усвоения пройденного материала. После изучения теоретической части Ученику предстоит выполнить ряд задач и проверочных упражнений. Виртуальная школа оснащена функциями "ПОДСКАЗКА" и "ОТВЕТ" поможет учащемуся ещё раз разобраться в материале, по которому возникли вопросы, но это отразится на итоговой оценке за Урок. В разделе Выводы собраны все основные понятия по теме, что облегчает процесс повторения и подготовки к контрольным работам. В разделе СПРАВОЧНИКИ ученик может найти определения, законы, теоремы и аксиомы, справочные таблицы.

* Энциклопедии и справочные издания КМ. Компания выпускает большое количество электронных энциклопедий и справочных изданий, среди которых особой популярностью пользуется БЭКМ - российская энциклопедия, содержание которой постоянно расширяется и обновляется в течение последних шести лет. БЭКМ является обширным источником по всем областям знаний: гигантский объем информации, скрупулезно разработанная структура энциклопедии, широкий набор приложений и уникальная поисковая система позволяют говорить о максимально эффективном применении энциклопедии в любой области человеческой деятельности. Каждая новая версия этой универсальной программы содержит многочисленные изменения и дополнения, которые позволяют ей быть всегда актуальной и достоверной. Объем текстовой информации, входящей в "Большую энциклопедию Кирилла и Мефодия 2002", составляет 75 книжных томов (обычного формата, объемом 600 страниц каждый). Развитие БЭКМа идет по нескольким направлениям:

  • постоянное обновление информации в соответствии с происходящими в мире событиями (статьи, потерявшие свою актуальность, исключаются или перерабатываются).
  • увеличение числа "расширенных" статей, посвященных наиболее значительным историческим событиям, личностям, явлениям и т.п.
  • увеличение числа иллюстраций, аудиоматериалов, видеофрагментов, мультимедиа-панорам, хроник, видеоприложений.
  • совершенствование поисковой системы.
  • расширение справочного материала

* Целостный информационно-справочный ресурс. Уровень современного развития мультимедийных и Интернет-технологий позволяет перейти к созданию комплексного программного продукта, который призван выступить в роли целостного информационно-справочного ресурса для учреждений среднего образования. Данный продукт, скорее всего, должен совмещать в себе функции фундаментальной источниковой базы, многопредметного учебно-методического пособия гуманитарной направленности, а также инструментов, позволяющих решать типичные задачи, возникающие как перед учителями, так и перед учащимися в процессе обучения. Скорее всего, данный программный продукт должен удовлетворять следующим требованиям:

  1. Быть способным работать в локальной сети школы, обеспечивая равный доступ ко всем типам информации с любого компьютера, включенного в школьную компьютерную сеть.
  2. Обладать единым интерфейсом, обеспечивающим комфортную работу пользователей со всеми включенными приложениями. Данный интерфейс должен реализовывать поиск любых объектов от текста до видео файлов, обладать хорошими навигационными качествами и обеспечивать свободный и быстрый переход от текста к анимированным схемам, иллюстрациям, аудио или видео фрагментам.
  3. Содержать обширный перечень источников:
    • Современные и постоянно актуализируемые электронные универсальные и отраслевые энциклопедические издания гуманитарного профиля. Современные универсальные электронные энциклопедии, предназначенные для детей разного школьного возраста.
    • Толковые словари современного русского языка и иностранных слов, сборники афоризмов, русских пословиц и поговорок.
    • Полные тексты законов Российской Федерации, исторических документов, выдающихся научных трудов и произведений художественной литературы по всему курсу средней школы.
    • Иллюстрации живописных и скульптурных произведений из известнейших российских и зарубежных музейных коллекций, а также выдающихся памятников архитектуры.
    • Музыкальные композиции, представляющие все жанры, стили и направления от средневекового хорала до современной популярной музыки.
    • Видео фрагменты, отражающие важнейшие события всемирной и отечественной истории.
    • Записи голосов исторических деятелей, а также деятелей науки, культуры и искусства.
    • Мультимедийные экскурсии по Москве, городам России, входящим в "Золотое кольцо", мультимедийные лекции по архитектурным стилям и музыкальным течениям.
    • Мультимедийные панорамы, иллюстрирующие хронику развития человечества, историю развития культуры и искусства, науки и отдельных исторических эпох.
    • Обладать возможностью постоянной актуализации и оптимизации для решения конкретных задач, приоритетных для каждой конкретной школы.

Контактная информация

elenayioso.ru
© 2003-2014 Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций
(ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика")
Rambler's Top100