Логотип Информационно-коммуникационные технологии в образовании

Восьмая конференция представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2001

Секция: 4. Образовательные ресурсы в российском сегменте Интернет


Традиционная библиотека в условиях цифрового информационного рынка

Степанов В.К.

Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма , Москва

Текст доклада

На протяжении всей своей многотысячелетней истории библиотеки никогда не испытывали конкуренции со стороны иных общественных институтов. Накопление, хранение и систематизация знаний, с предоставлением их в общественное пользование всегда признавалось необходимым и почетным, однако не слишком престижным занятием. Это позволяло библиотекам век за веком незаметно выполнять свои функции, располагаясь в стороне от бурлящих водоворотов экономической и политической жизни.

Подобная ситуация сохранялась вплоть конца 1970-х годов, когда постепенно стали ощущаться изменения, связанные с формирование информационного общества. Знания, информация стали играть все более заметную роль в повседневной жизни множества людей. Перенесение акцента с мощи производства и величины запасов природных ресурсов на силу интеллекта, который на глазах нынешнего поколения становится основным достоянием человечества, привели к тому, что информация неожиданно превратилась в товар. На это сразу же отреагировала предпринимательская сфера. Во всех развитых западных странах 1980-е годы стали периодом интенсивного образования компаний, рассматривающих информационное обеспечение как вид бизнеса.

Нарастание этой тенденции стало окончательно очевидным в эпоху Интернет. Возрастающая потребность человечества в знаниях в сочетании с наличием технической возможности передавать любые виды данных на огромные расстояния дали импульс созданию коммерческих полнотекстовых баз данных. Примерами подобных компаний могут служить LEXIS/NEXIS, EBSCO, netLibrary, Bell & Howell Information and Learning, Northern Light, а в - России "Гарант-Парк", "Интегрум-Техно" и многие другие. Для всех них Интернет явился для них идеальной средой ведения бизнеса, поскольку технологически позволил вести обслуживание клиентов напрямую невзирая на расстояния, государственные границы и время суток.

Со второй половины 1990-х годов присутствие коммерческих полнотекстовых баз данных на рынке стало ощущаться все заметнее. Монополия библиотек на владение информацией в систематизированном виде окончательно рухнула и у читателей появилась альтернатива в выборе источника получения данных.

Возникновение конкуренции в информационной области вынуждает библиотеки серьезно продумать собственные перспективы, дабы уже в ближайшие 3-4 года не быть вытесненными на периферию информационной деятельности.

Прежде всего, библиотеки в состоянии развивать собственные цифровые проекты. Объемы текущего комплектования и ретроспективная глубина фондов делают возможным организацию служб электронной доставки документов в большинстве крупных и средних библиотек. На начальном этапе внедрения цифровых технологий электронная доставка - наиболее эффективный и экономически выгодный путь.

Дальнейшее развертывание цифровых проектов может вполне привести к созданию корпоративных электронных библиотек, в которых совокупный цифровой фонд формируется и используется всеми участниками объединения. Примером успешных проектов в этой области является CARL (США). Начальным звеном совместной деятельности могут выступать развиваемые сегодня службы корпоративной каталогизации.

Существование масштабных полнотекстовых баз данных позволяет библиотекам скорректировать собственную политику комплектования. Например, взамен традиционных книг и периодических изданий, приобретать подписку на доступ к полнотекстовым собраниям для своих читателей. Такая практика используется все большим число западных библиотек. Так, например, современные библиотечные программные продукты включают функцию организации доступа читателя к платной базе данных через web-сервер библиотеки. В этом случае возможности читателей библиотек неизмеримо расширяются, так как они могут бесплатно пользоваться источниками в любое время суток из любого места, где есть доступ к Интернет.

Перенесение акцента с обладания документами на возможность организации доступа к ним по требованию влечет серьезную реорганизацию функций и организационной структуры библиотеки. Цифровой документ не надо комплектовать, обрабатывать, выдавать и возвращать. В тоже время резко возрастает необходимость в консультационной помощи пользователям при работе с цифровыми источниками, как непосредственно в библиотеке, так и удаленном режиме.

Нет сомнений, что в век цифровых технологий библиотека должна двигаться за читателем, чутко реагируя на изменения спроса на ее услуги. Одним из главных преимуществ библиотек будет оставаться бесплатность получения информации. Новые возможностями цифровых технологий в сочетании с бесплатностью пользования смогут обеспечить библиотеке сохранение статуса гаранта равных прав граждан на доступ к знаниям. Именно эта роль позволит библиотекам сохранить свой авторитет в обществе в условиях стремительно формирующегося информационного рынка. Для этого, однако, библиотекам необходимо начать пересмотр подходов к собственной деятельности уже сегодня.

Контактная информация

stepanovshpl.ru
© 2003-2014 Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций
(ФГАУ ГНИИ ИТТ "Информика")
Rambler's Top100